Поиск по этому блогу

понедельник, 24 сентября 2012 г.

Из серии «Еду я по Родине» | Ом мани падме хум

Из серии «Еду я по Родине» | Ом мани падме хум:

Иволгинский дацан — буддийский монастырь-университет в получасе езды от Улан-Удэ. Центр российского буддизма, духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России. Место резиденции главы традиционной сангхи России XXIV Пандиты Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева.



Я представлял себе это место иным, более экзотическим, что ли. На самом деле дацан это несколько храмов (дуганов) и простые деревенские избы. О том, что это буддийский монастырь, напоминает только архитектура дуганов и изредка проходящие мимо монахи в красно-оранжевых накидках.


Будда давал наставление по молитве (сутре) «Те, кто эту сутру прочитают вслух, выучат наизусть, запишут на бумагу или на ткань, а затем установят в виде флажка на ветру, обретут большую добродетель». Буддисты верят, что если установить на вершине деревьев, горы флажки, на которых записаны молитвенные тексты, то всегда будет удача и везение. Флажки эти называются «Хий Морин» (Конь ветра — дословно).




Встретить по пути монаха с ведрами полными воды тоже, наверное, хорошая примета.





Ступы (субурганы) в дацане. Эти культовые сооружения для хранения реликвий. Считается, что ступы обладают магической силой добра, и помогают людям, их посещающим, внести гармонию в свою жизнь.






Молитвенные барабаны с вложенными внутрь мантрами. Чем больше барабан, тем большее количество молитв, написанных на бумаге, вложено в него. Один оборот барабана приравнивается к произнесению всех мантр, которые он несет в себе. Покрутишь все барабаны и счастье навалится на тебя так, что ни вздохнуть, ни охнуть.





Наш проводник по дацану Эрдэни-лама показывает хранилище священных текстов — Деважин дуган.





Священные книги (ном бурханай) — это завернутые в ткань стопки отдельных листов с напечатанными на них текстами.





Эти тексты читают во время молитв (хуралов).










Так выглядит рабочее место ламы. Кстати, местные произносят слово «лама» с ударением на последнюю букву.





Это самый настоящий студенческий городок — здесь живут около ста учащихся буддийского университета, открытого в 1991 г. В университете четыре факультета: философский, тантрический, иконографический и медицинский. Учатся долго, по 12 лет и дольше. Многие студенты ездят на практику в тибетские буддийские монастыри Индии, проводят там по несколько лет.









Этот камень исполняет желания — по преданию к нему прикасалась богиня Ногоон Дари Эхэ (Зеленая Тара) и оставила на нем отпечаток своей ладони. У камня можно загадать желание и, чтобы оно сбылось, нужно вытянуть руку и пройти к камню несколько метров, закрыв глаза. Если прикоснешься только к камню — всё сбудется. Вообще, надо сказать, буддизм очень положительная религия — она настраивает верующего человека на лучшее.





Собаки Иволгинского дацана.





Гороо — круг поклонения вокруг храма. Кажется, единственная мощенная камнем дорожка в дацане.





Многие приезжают в дацан, чтобы узнать своё будущее у астрологов. Для небогатых буддийских священников труд астролога — один из источников дохода.





Наши бурятские проводники: экскурсовод Лена, Эрдэни-лама, водитель Саша и Эржена — её в дацане хорошо знают. В миру Эржена — сотрудник местного офиса «МегаФона».





С помощью Эржены мне разрешили фотографировать во время хурала (службы) в главном храме дацана Цогчен-дугане. На этом снимке мальчик совершает т.н. простирания — поклоны, одну из основных практик буддиста.





Главный храм Иволгинского дацана построен в 1976 г. Здесь все очень просто — дощатый пол, фанерные стены, много цветной материи и резного дерева.










































В тот день утренний хурал назывался «hуганамши» — в память об ушедших. Ломтики хлеба с маслом и кусочки сахара — награда для лам, ведущих многочасовую службу.


























Обычные трехрожковые люстры, видимо, не менялись со времени открытия храма — кое-где уже не осталось плафонов.








Я был удостоен аудиенции у XXIV Пандита Хамбо-ламы Аюшеева. Мы немножко подождали на крыльце его резиденции в дацане, а потом прошли в рабочий кабинет Хамбо-ламы. Я приехал в дацан не с пустыми руками: Хамбо-ламе, как философу, привез в подарок настоящие «каспаровские» гроссмейстерские шахматы, а библиотеке дацана подарил фотоальбом конкурса «Лучшие фото России».

Хамбо-лама оказался удивительно открытым, симпатичным человеком с отличным чувством юмора. Мы говорили почти два часа обо всем, я только успевал записывать интересное. Хамбо-лама не только духовный лидер буддистов в России, он еще занимается и благотворительной деятельностью с местным колоритом: на средства дацана развивается местное животноводство. Аюшеев дарит местным животноводам по несколько десятков овцематок с условием, что на следующий год они отдадут в т.н. «социальную отару» то, что родилось за это время. Таким образом Хамбо-лама хочет обеспечить каждую семью животноводов своей собственной отарой.

Я попросил у Хамбо-ламы Аюшеева разрешить мне сфотографировать главную реликвию Иволгинского дацана — нетленное тело 12-го Пандиты Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова. Аюшеев согласился не сразу — в храм, где находится Итигэлов и пускают-то не всех. Однако, в конце беседы разрешение было получено — мы постарались объяснить, что репортаж о дацане не будет полным без фотографий главной реликвии.




15 июня 1927 года XII Пандита Хамбо-лама Даша-Доржо Итигэлов сел в позу лотоса и собрал учеников. Он дал им последние наставления: «Вы навестите и посмотрите мое тело через 30 лет». Затем попросил их читать ради него «hуга Намши» — специальную молитву-благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого Учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, XII Пандита Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов ушел в нирвану.

Сейчас нетленное тело Итигэлова находится в этом, самом красивом храме Иволгинского дацана.





Его Святейшество Далай-лама XIV написал об Итигэлове так:

«Многие буддийские монахи познают смерть, реально умирая во время медитации и таким образом освобождаясь от земного существования. Они могут медитировать десятки лет (и их тела не разлагаются). Пример тому — медитирующий лама в Бурятии, тело которого нетленно вот уже 81 год…»

В это место пускают по несколько человек. Перед входом в зал нужно снять обувь. Нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова находится внутри стеклянного саркофага. Перед съемкой сопровождающий меня лама зашел внутрь и поправил складки одежды Итигэлова.




В Википедии есть подробное описание жизни Даши-Доржо Итигэлова: http://ru.wikipedia.org/wiki/Итигэлов,_Даши-Доржо





Глава Буддийской традиционной сангхи России, XXIV Пандита Хамбо-лама Дамба Бадмаевич Аюшеев на крыльце своей резиденции в Иволгинском дацане.




Комментариев нет:

Отправить комментарий